Министерство образования и науки Удмуртской Республики

 

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»

 

 

                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                              Директор АНО ДПО «ЦРПМ и Т»

                                                              _____________/…../

                                                              «____»_______20..г

 

 

АННОТАЦИЯ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Основы предпринимательской деятельности.

Финансы и бизнес — планирование»

(по типу бизнес-инкубатора)

 

 

 

                                  Для студентов и школьников 14-18  лет

Срок реализации программы: 1 год  (68-144 ч.)

Ижевск

2021 г

 

 

 

Программа разработана в соответствии с документами:  

 

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273)
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. Приказ Министерства просвещения от 09.11.18 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
  3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

 

 

Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»

Автор — разработчик: Морозова Ж.В., кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник системы профессионального образования РФ

 

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                 

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАМЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы предпринимательской деятельности. Финансы и бизнес — планирование» (по типу бизнес-инкубатора)  направлена на углубление уровня подготовки обучающихся с помощью теоретического и практико-ориентированного материала (практических занятий) в области ранней предпринимательской деятельности. 

Курс  «Основы предпринимательской деятельности. Финансы и бизнес — планирование» (по типу бизнес-инкубатора)  вводится как проектная деятельность обучающихся, в результате которой будут представлены проекты для будущей предпринимательской деятельности и детализированные бизнес – планы для конкретного вида предпринимательства.

Программа (её составные части) может быть предназначена для школьников, студентов техникумов и колледжей, а также студентов вузов, примерный возраст которых 14-18 лет.

  Интерес к предпринимательству и финансов со стороны обучающихся  и их родителей  как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный  уровень жизни, становится все более устойчивым.  В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель и финансист становятся наиболее востребованными фигурами в экономике.

 Потенциальный бизнес-инкубатор  поможет сориентировать активных, инициативных, целеустремленных студентов и школьников на предпринимательскую деятельность как главную жизненную установку. Разработка бизнес — планов нацелена на развитие исследовательских, прикладных способностей учащихся, на привитие знаний, умений и навыков в области технического оформления бизнес-идей при индивидуальной или командной работе, в том числе с использованием компьютерной техники и современных компьютерных программ (от офисных приложений до специализированных программ по бизнес-планированию).

Предпринимательская и финансовая подготовка  позволит по  новому решать такие проблемы, как:

*Реализация деятельностного подхода в обучении

*Воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и др. аспекты)

*Профессиональная ориентация учащихся

*Партнерство  с вузами

*Партнерство с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу

Для того чтобы обучающемуся заняться реальным делом,  необходимо создать условия, позволяющие выявить у него:

— предпринимательские способности и овладение предпринимательским подходом к решению различных проблем;

— создание возможности получения всесторонней  ресурсной поддержки (образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и др.).

Данный проект школьного бизнес — инкубатора позволит организовать инновационное направление обучения через предпринимательство, позволяющее формировать важнейшие социально-экономические компетенции, предпринимательский подход к решению различных жизненных проблем, опыт работы над реальным предпринимательским проектом. Тем самым создание  бизнес — инкубатора повысит конкурентоспособность и уверенность учащихся в выборе будущей профессии и обеспечит их успешную социализацию.

Целями освоения курса  являются:

-знакомство с теорией и практикой предпринимательства;  

-изучение основ создания собственного дела;  

-ознакомление с процессом предпринимательской деятельности;

-реализация предпринимательского проекта, бизнес — планирования, привлечения ресурсов.

Программа рассчитана  на 1 год обучения.

На реализацию курса  может отводиться 68 ч. в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина. Для успешной реализации программы будет использованы сотрудничество  с отделами предпринимательства УР

Целью реализации данной программы является подготовка школьников и студентов к будущей предпринимательской и финансовой деятельности с учётом личностных запросов и потребностей. Настоящий курс предусматривает  разработку индивидуального проекта (или бизнес-плана).

Задачи реализации курса следующие:

-освоение системы знаний о финансовых и предпринимательских институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

— овладение навыками  и  компетенциями получение и критического осмысления экономической информации,  её анализ  и систематизация полученных данных;

— формирование  навыков и опыта применения знаний и практических умений  о финансовых и предпринимательских продуктивных действиях для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами и возможностью реализации предпринимательской деятельности;

— экономическое воспитание и ответственность за принятие верных экономических решений, что будет отражено в подготовленном индивидуальном проекте, или разработано в личном бизнес- плане.

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

ценностная ориентация, избирательное отношение выпускника к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении;

-способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны;

-культура предпринимательской деятельности;

-стремление к совершенствованию профессиональной компетенции;

-владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии, понимания своего «Я»;

-адекватная самооценка, ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование;

— смелость быть самим собой, ответственность, трудолюбие, ориентация на  духовное и  социальное;

-экологические проблемы, гармония с самим собой и окружающим миром, гуманность, терпимость, честность

 

 

 

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции), в области столярного, швейного, парикмахерского дел;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 

Предметные результаты:

осознание роли технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;  

-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач;

-развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

 

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и режим контроля:

-входной контроль проходит в форме коллоквиума с участниками группы на первой встрече;

текущий контроль проводится в форме блиц-опроса по содержанию теоретического материала, а также в форме обсуждения в мини-группах результатов индивидуальных практических заданий

-промежуточный контроль проходит в форме защиты проектной идеи. Оценка практической деятельности участника программы проходит в форме представления результатов технологий активного обучения;

-итоговый контроль проходит в форме публичной защиты проекта/бизнес-плана.  

 

Критерии оценки учебных результатов программы:

Качественные критерии оценки эффективности программы (курса):

-самостоятельная организация групповой деятельности обучающихся, умение и желание самостоятельно искать и находить необходимую информацию и оформлять ее в проект/бизнес-план.

Количественные критерии оценки эффективности программы:  

численность слушателей, успешно заверивших обучение;

-количество представленных к защите проектов/бизнес-планов;

-количество реально реализованных проектных идей из представленных к защите.

Зачет: успешная защита проекта.

Незачет: (может произойти) по причине болезни, пропущенных занятий.

 

Способы фиксации учебных результатов программы:

Результаты фиксируются в протоколе по итогам освоения программы. Каждый обучающийся получает карточку личностного роста, в которой фиксируются сильные стороны слушателя, а также его точки роста.

Методы выявления результатов воспитания: наблюдение за коллективной деятельностью в процессе обучения и после ее окончания в проектной деятельности.

Методы выявления результатов развития: наблюдение в процессе обучения и оценка количества обучающихся, применивших полученные знания на практике.  

Формы подведения итогов реализации программы:

По итогам реализации программы каждый обучающийся защищает свою проектную работу/бизнес-план  с подробным описанием использованных в работе методов активного обучения.

 

  1. Учебно – тематический план (для теоретической части)

(Вся практическая часть представлена в Приложениях по направлениям: школа; колледж/техникум; ВУЗ)

Учебно – тематический план

Таблица 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации и контроля

всего

теор.

прак.

1

Вводное занятие. Инструктаж  по технике безопасности

 

 

 

 

2

Предпринимательская культура и  основы предпринимательской деятельности

 

 

 

Погружение в тему и блиц-опрос

3

Бизнес-планирование

 

 

 

Беседа с презентацией

4

Управление проектом и тезисы для бизнес-плана

 

 

 

Защита идеи проекта/бизнес-плана

5

Проектная  и исследовательская культура разработчика проекта или бизнес-плана

 

 

 

Публичное выступление и его сопровождение

6

Итоговое мероприятие

 

 

 

Защита проекта/бизнес-плана

 

ИТОГО