Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «ЦРПМ и Т»
_____________/…../
«____»_______20..г
АННОТАЦИЯ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы предпринимательской деятельности.
Финансы и бизнес — планирование»
(по типу бизнес-инкубатора)
Для студентов и школьников 14-18 лет
Срок реализации программы: 1 год (68-144 ч.)
Ижевск
2021 г
Программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения от 09.11.18 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»
Автор — разработчик: Морозова Ж.В., кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник системы профессионального образования РФ
СОДЕРЖАНИЕ:
- I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы предпринимательской деятельности. Финансы и бизнес — планирование» (по типу бизнес-инкубатора) направлена на углубление уровня подготовки обучающихся с помощью теоретического и практико-ориентированного материала (практических занятий) в области ранней предпринимательской деятельности.
Курс «Основы предпринимательской деятельности. Финансы и бизнес — планирование» (по типу бизнес-инкубатора) вводится как проектная деятельность обучающихся, в результате которой будут представлены проекты для будущей предпринимательской деятельности и детализированные бизнес – планы для конкретного вида предпринимательства.
Программа (её составные части) может быть предназначена для школьников, студентов техникумов и колледжей, а также студентов вузов, примерный возраст которых 14-18 лет.
Интерес к предпринимательству и финансов со стороны обучающихся и их родителей как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный уровень жизни, становится все более устойчивым. В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель и финансист становятся наиболее востребованными фигурами в экономике.
Потенциальный бизнес-инкубатор поможет сориентировать активных, инициативных, целеустремленных студентов и школьников на предпринимательскую деятельность как главную жизненную установку. Разработка бизнес — планов нацелена на развитие исследовательских, прикладных способностей учащихся, на привитие знаний, умений и навыков в области технического оформления бизнес-идей при индивидуальной или командной работе, в том числе с использованием компьютерной техники и современных компьютерных программ (от офисных приложений до специализированных программ по бизнес-планированию).
Предпринимательская и финансовая подготовка позволит по новому решать такие проблемы, как:
*Реализация деятельностного подхода в обучении
*Воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и др. аспекты)
*Профессиональная ориентация учащихся
*Партнерство с вузами
*Партнерство с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу
Для того чтобы обучающемуся заняться реальным делом, необходимо создать условия, позволяющие выявить у него:
— предпринимательские способности и овладение предпринимательским подходом к решению различных проблем;
— создание возможности получения всесторонней ресурсной поддержки (образовательной, информационной, производственно-технической, консультационной и др.).
Данный проект школьного бизнес — инкубатора позволит организовать инновационное направление обучения через предпринимательство, позволяющее формировать важнейшие социально-экономические компетенции, предпринимательский подход к решению различных жизненных проблем, опыт работы над реальным предпринимательским проектом. Тем самым создание бизнес — инкубатора повысит конкурентоспособность и уверенность учащихся в выборе будущей профессии и обеспечит их успешную социализацию.
Целями освоения курса являются:
-знакомство с теорией и практикой предпринимательства;
-изучение основ создания собственного дела;
-ознакомление с процессом предпринимательской деятельности;
-реализация предпринимательского проекта, бизнес — планирования, привлечения ресурсов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
На реализацию курса может отводиться 68 ч. в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПина. Для успешной реализации программы будет использованы сотрудничество с отделами предпринимательства УР
Целью реализации данной программы является подготовка школьников и студентов к будущей предпринимательской и финансовой деятельности с учётом личностных запросов и потребностей. Настоящий курс предусматривает разработку индивидуального проекта (или бизнес-плана).
Задачи реализации курса следующие:
-освоение системы знаний о финансовых и предпринимательских институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
— овладение навыками и компетенциями получение и критического осмысления экономической информации, её анализ и систематизация полученных данных;
— формирование навыков и опыта применения знаний и практических умений о финансовых и предпринимательских продуктивных действиях для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами и возможностью реализации предпринимательской деятельности;
— экономическое воспитание и ответственность за принятие верных экономических решений, что будет отражено в подготовленном индивидуальном проекте, или разработано в личном бизнес- плане.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
—ценностная ориентация, избирательное отношение выпускника к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении;
-способность решать определенный вопрос или проблему, осознавая и понимая других людей, вовлеченных в нее, не ущемлять их деловые интересы, понимать и признавать их индивидуальные ценности, при этом разумно и умело защищать интересы своей стороны;
-культура предпринимательской деятельности;
-стремление к совершенствованию профессиональной компетенции;
-владение способами анализа собственной деятельности, высокий уровень рефлексии, понимания своего «Я»;
-адекватная самооценка, ориентация на самоконтроль, саморазвитие, самообразование;
— смелость быть самим собой, ответственность, трудолюбие, ориентация на духовное и социальное;
-экологические проблемы, гармония с самим собой и окружающим миром, гуманность, терпимость, честность
Метапредметные результаты:
—умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции), в области столярного, швейного, парикмахерского дел;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
—осознание роли технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
-развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и режим контроля:
-входной контроль проходит в форме коллоквиума с участниками группы на первой встрече;
текущий контроль проводится в форме блиц-опроса по содержанию теоретического материала, а также в форме обсуждения в мини-группах результатов индивидуальных практических заданий
-промежуточный контроль проходит в форме защиты проектной идеи. Оценка практической деятельности участника программы проходит в форме представления результатов технологий активного обучения;
-итоговый контроль проходит в форме публичной защиты проекта/бизнес-плана.
Критерии оценки учебных результатов программы:
Качественные критерии оценки эффективности программы (курса):
-самостоятельная организация групповой деятельности обучающихся, умение и желание самостоятельно искать и находить необходимую информацию и оформлять ее в проект/бизнес-план.
Количественные критерии оценки эффективности программы:
—численность слушателей, успешно заверивших обучение;
-количество представленных к защите проектов/бизнес-планов;
-количество реально реализованных проектных идей из представленных к защите.
Зачет: успешная защита проекта.
Незачет: (может произойти) по причине болезни, пропущенных занятий.
Способы фиксации учебных результатов программы:
Результаты фиксируются в протоколе по итогам освоения программы. Каждый обучающийся получает карточку личностного роста, в которой фиксируются сильные стороны слушателя, а также его точки роста.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение за коллективной деятельностью в процессе обучения и после ее окончания в проектной деятельности.
Методы выявления результатов развития: наблюдение в процессе обучения и оценка количества обучающихся, применивших полученные знания на практике.
Формы подведения итогов реализации программы:
По итогам реализации программы каждый обучающийся защищает свою проектную работу/бизнес-план с подробным описанием использованных в работе методов активного обучения.
- Учебно – тематический план (для теоретической части)
(Вся практическая часть представлена в Приложениях по направлениям: школа; колледж/техникум; ВУЗ)
Учебно – тематический план
Таблица 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | |||||
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации и контроля | ||
всего | теор. | прак. | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
|
|
|
|
2 | Предпринимательская культура и основы предпринимательской деятельности |
|
|
| Погружение в тему и блиц-опрос |
3 | Бизнес-планирование |
|
|
| Беседа с презентацией |
4 | Управление проектом и тезисы для бизнес-плана |
|
|
| Защита идеи проекта/бизнес-плана |
5 | Проектная и исследовательская культура разработчика проекта или бизнес-плана |
|
|
| Публичное выступление и его сопровождение |
6 | Итоговое мероприятие |
|
|
| Защита проекта/бизнес-плана |
| ИТОГО |
|
|
|
|