Министерство образования и науки Удмуртской Республики

 

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»

 

 

                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                              Директор АНО ДПО «ЦРПМ и Т»

                                                              _____________/…../

                                                              «____»_______20..г

 

АННОТАЦИЯ

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

«Основы экономики и финансов»

Ижевск

2020 г

 

Программа соответствует:

 

* Требованиям письма Министерства образования Российской Федераци от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

 

*Приказу Министерства просвещения от 09.11.18 № 196  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 

Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»

 

 

Разработчик: Морозова Ж.В., кандидат педагогических наук, доцент ВАК, почётный работник системы профессионального образования РФ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                      

 

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАМЫ

  1. V. ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разбираться в основах рыночной экономики, так как это является сейчас особенно актуальным.

Первой причиной изучения экономики является то, что она имеет дело с проблемами, которые непосредственно касаются каждого из нас. В процессе жизни приходится отвечать на большое количество вопросов и решать много проблем. Сколько у меня останется зарплаты после уплаты налогов и взносов? Под какой кредит лучше взять автомобиль и квартиру и вообще стоит ли его брать?

Существуют проблемы не только семейного и личного плана. Каждый из нас проживает в какой-то стране, которая  характеризуется своей политической, а вместе с тем экономической деятельностью, последствия которой влияют на всех независимо от социального статуса и занимаемой должности.

Также экономика помогает ответить на вопросы в сфере предпринимательской и финансовой деятельности. Почему одни акции растут в цене, а другие падают? А как повлияет новый Налоговый кодекс на мой бизнес или мои отношения с зарубежными партнерами?

Спектр вопросов, который охватывает современная экономика, весьма широк, и каждый человек был озадачен проблемами из вышеперечисленных сфер, где экономика является единственным указателем к правильному ответу.

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у учащегося необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов» объединения «Юный экономист» относится к  социально-экономической направленности. Она предусматривает комплексное образование учащихся с целью получения специфических умений и навыков, компетентностей, которые в дальнейшем позволят им решать такие жизненные проблемы, например, грамотные действия на рынке товаров и услуг, составление потребительского семейного бюджета, определение выручки, издержек, прибыли,  налоговых выплат, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п.

 Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. Программа направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере основ рыночной экономики. Каждый учащийся на основе общих знаний сможет самостоятельно охарактеризовать экономические проблемы  предприятий населенного пункта, в котором они живут, и найти пути их решения, внести предложения по развитию экономики через составление и защиту собственного бизнес-плана.

 Актуальность программы обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Главная задача современного образования – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание личности, готовой  к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение на средней и старшей ступени ориентировано на максимальное развитие личностных, познавательных и созидательных способностей учащихся, способствует созданию условий для успешной социализации его в современном социуме, активной адаптации на рынке интеллектуального труда.

Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен знать экономическую науку, которая сполна отражает новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в применении полученных знаний в практической деятельности.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и  развития; создания условий для социального, культурного совершенствования и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося. Программа предусматривает не только осуществление межпредметных связей  посредством усвоения суммы знаний  различных образовательных областей, но и практическое их применение.

Отличие программы от других в этой направленности  в том, что в ее основу положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и расширения базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. Занятия по данному курсу помогут детям в подготовке к ЕГЭ, одной из тенденций которого стало увеличение практических заданий по экономике следующего типа: определить по графику ситуацию на рынке товаров и услуг, выявить функцию налогов в условиях экономического кризиса, определить последствия конкуренции среди товаропроизводителей на рынке и т.п.

Отличительными особенностями данной программы являются:

  • Актуальность
  • Духовность
  • Добровольность
  • Востребованность
  • Комплексность
  • Вариативность
  • Непрерывность
  • Связь воспитания с жизнью
  • Воспитание в процессе деятельности
  • Опора на положительное в личности
  • Профориентационная направленность
  • Интеграция с другими дисциплинами: обществознанием, историей, математикой, географией.

Адресат программы. Возраст обучающихся, на который ориентирована программа, имеет диапазон от 13 до 16 лет. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.

 Набор в объединение осуществляется путём собеседования с учащимися и  на основании заявления  родителей (лиц, их заменяющих) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении обучающихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.

Состав групп – постоянный. Наполняемость групп  – не менее 10 человек.

Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной  форме, рассчитана на 144 часа, один год обучения. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю.

Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические занятия, учебные игры, беседы, тренинги, самостоятельные работы, конкурсы.

Занятия проводятся с полным составом группы, при этом  по мере приобретения опыта занимающимися  делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Применяется дифференцированный подход через получение индивидуальных заданий упрощенной или усложненной формы.

Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д.

  Основания для отчисления из объединения:

  • систематические пропуски занятий,
  • нежелание учащихся заниматься в объединении,
  • несогласие родителей (законных представителей),
  • смена места жительства,
  • медицинские противопоказания.

Программа определяет  своей целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях. Практико-ориентированное развитие базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

Для достижения данной  цели программа предусматривает выполнение  следующих задач:

  образовательные:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • способствовать освоению системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
  • организация закрепления тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации;
  • обучение производства экономических вычислений на реальных и условных примерах;
  • освоение системы (познакомить с системой знаний) знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
  • овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, активной жизненной позиции;
  • воспитание лидерских, морально-волевых качеств, уважения к                           национальным традициям;
  • способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуаций реальной жизни.
  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения, уважение к труду;

метапредметные:

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • освоение универсальных учебных действий;
  • формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
  • формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
  • формирование умения применять полученные знания из различных образовательных областей,  умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.

    Выполнение программы рассчитано на один год обучения.

 

 

2. Учебно — тематический план

 

 «Основы экономики и финансов»

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

Вводное занятие.

2

1

1

наблюдение

2

Основы экономической жизни общества. Доходы и расходы семьи.

14

6

8

самостоятельная работа

3

Спрос и предложение. Равновесие на рынке.

14

6

8

деловая игра «Аукцион экономических знаний»

4

Потребители. Личное финансовое планирование.

18

6

12

составление и защита личного финансового плана

5

Фирмы, рынки, конкуренция. Как деятельность предприятий сказывается на экологии.

20

8

12

конкурс «Я и моя фирма»

6

Деньги, банки и банковские продукты. Риски в мире денег.

12

4

8

решение расчетных задач по теме

7

Государство и экономика. Налоги и налогообложение.

10

6

4

расчет налога на доход и прибыль

8

Экономическое развитие. Экономическое развитие Калининского района. Макро- и микроэкономика.

14

6

8

решение расчетных задач по теме

9

Макроэкономические проблемы

8

4

4

деловая игра «Я – безработный»

10

Международная экономика

12

6

6

деловая игра «Международные отношения»

11

Проблемы переходной экономики

8

4

4

тестирование

12

Решение расчетных экономических задач и заданий.

10

 

10

решение задач

13

Итоговое занятие

2

 

2

Зачёт

 

Итого

144

57

87