Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «ЦРПМ и Т»
_____________/…../
«____»_______20..г
АННОТАЦИЯ
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Основы экономики и финансов»
Ижевск
2020 г
Программа соответствует:
* Требованиям письма Министерства образования Российской Федераци от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
*Приказу Министерства просвещения от 09.11.18 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Организация-разработчик: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития профессионального мастерства и туризма»
Разработчик: Морозова Ж.В., кандидат педагогических наук, доцент ВАК, почётный работник системы профессионального образования РФ
СОДЕРЖАНИЕ:
- I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМЫ
- V. ЛИТЕРАТУРА
- Пояснительная записка
Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разбираться в основах рыночной экономики, так как это является сейчас особенно актуальным.
Первой причиной изучения экономики является то, что она имеет дело с проблемами, которые непосредственно касаются каждого из нас. В процессе жизни приходится отвечать на большое количество вопросов и решать много проблем. Сколько у меня останется зарплаты после уплаты налогов и взносов? Под какой кредит лучше взять автомобиль и квартиру и вообще стоит ли его брать?
Существуют проблемы не только семейного и личного плана. Каждый из нас проживает в какой-то стране, которая характеризуется своей политической, а вместе с тем экономической деятельностью, последствия которой влияют на всех независимо от социального статуса и занимаемой должности.
Также экономика помогает ответить на вопросы в сфере предпринимательской и финансовой деятельности. Почему одни акции растут в цене, а другие падают? А как повлияет новый Налоговый кодекс на мой бизнес или мои отношения с зарубежными партнерами?
Спектр вопросов, который охватывает современная экономика, весьма широк, и каждый человек был озадачен проблемами из вышеперечисленных сфер, где экономика является единственным указателем к правильному ответу.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у учащегося необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов» объединения «Юный экономист» относится к социально-экономической направленности. Она предусматривает комплексное образование учащихся с целью получения специфических умений и навыков, компетентностей, которые в дальнейшем позволят им решать такие жизненные проблемы, например, грамотные действия на рынке товаров и услуг, составление потребительского семейного бюджета, определение выручки, издержек, прибыли, налоговых выплат, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. Программа направлена на получение учащимися социально-экономического профиля знаний в сфере основ рыночной экономики. Каждый учащийся на основе общих знаний сможет самостоятельно охарактеризовать экономические проблемы предприятий населенного пункта, в котором они живут, и найти пути их решения, внести предложения по развитию экономики через составление и защиту собственного бизнес-плана.
Актуальность программы обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.
Главная задача современного образования – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение на средней и старшей ступени ориентировано на максимальное развитие личностных, познавательных и созидательных способностей учащихся, способствует созданию условий для успешной социализации его в современном социуме, активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
Чтобы освоить экономическое мышление, человек должен знать экономическую науку, которая сполна отражает новые процессы и явления в жизни общества. Кроме того, у него должны выработаться потребности, желания, убеждения в применении полученных знаний в практической деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в практической важности взаимосвязи и реализации принципов обучения, воспитания и развития; создания условий для социального, культурного совершенствования и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося. Программа предусматривает не только осуществление межпредметных связей посредством усвоения суммы знаний различных образовательных областей, но и практическое их применение.
Отличие программы от других в этой направленности в том, что в ее основу положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей (семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и расширения базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. Занятия по данному курсу помогут детям в подготовке к ЕГЭ, одной из тенденций которого стало увеличение практических заданий по экономике следующего типа: определить по графику ситуацию на рынке товаров и услуг, выявить функцию налогов в условиях экономического кризиса, определить последствия конкуренции среди товаропроизводителей на рынке и т.п.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Актуальность
- Духовность
- Добровольность
- Востребованность
- Комплексность
- Вариативность
- Непрерывность
- Связь воспитания с жизнью
- Воспитание в процессе деятельности
- Опора на положительное в личности
- Профориентационная направленность
- Интеграция с другими дисциплинами: обществознанием, историей, математикой, географией.
Адресат программы. Возраст обучающихся, на который ориентирована программа, имеет диапазон от 13 до 16 лет. Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные. В зависимости от возрастных, психофизиологических особенностей учащихся, уровня сформированности их интересов и наличия способностей определяются формы, методы, технологии, приемы организации образовательного процесса.
Набор в объединение осуществляется путём собеседования с учащимися и на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих) в соответствии с локальным актом (положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении обучающихся) при отсутствии медицинских противопоказаний.
Состав групп – постоянный. Наполняемость групп – не менее 10 человек.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на 144 часа, один год обучения. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю.
Особенности организации образовательного процесса. Основной формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают лекции, практические занятия, учебные игры, беседы, тренинги, самостоятельные работы, конкурсы.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере приобретения опыта занимающимися делается больший упор на групповые и индивидуальные формы работы. Применяется дифференцированный подход через получение индивидуальных заданий упрощенной или усложненной формы.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность, сотрудничество, наглядность, дедукция и индукция, активность, драматизация, и т.д.
Основания для отчисления из объединения:
- систематические пропуски занятий,
- нежелание учащихся заниматься в объединении,
- несогласие родителей (законных представителей),
- смена места жительства,
- медицинские противопоказания.
Программа определяет своей целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современных условиях. Практико-ориентированное развитие базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.
Для достижения данной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
образовательные:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- способствовать освоению системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;
- формирование готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
- организация закрепления тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации;
- обучение производства экономических вычислений на реальных и условных примерах;
- освоение системы (познакомить с системой знаний) знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- воспитание самостоятельности, культуры общения, дисциплины, активной жизненной позиции;
- воспитание лидерских, морально-волевых качеств, уважения к национальным традициям;
- способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуаций реальной жизни.
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения, уважение к труду;
метапредметные:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- освоение универсальных учебных действий;
- формирование аналитического мышления, умения объективно оценивать явления, события, собственные действия при выполнении учебных заданий;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность с учетом ее безопасности, распределять нагрузку.
- формирование умения применять полученные знания из различных образовательных областей, умения и навыки в жизни, при возникновении нештатных ситуаций.
Выполнение программы рассчитано на один год обучения.
2. Учебно — тематический план
«Основы экономики и финансов» | |||||
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
2 | Основы экономической жизни общества. Доходы и расходы семьи. | 14 | 6 | 8 | самостоятельная работа |
3 | Спрос и предложение. Равновесие на рынке. | 14 | 6 | 8 | деловая игра «Аукцион экономических знаний» |
4 | Потребители. Личное финансовое планирование. | 18 | 6 | 12 | составление и защита личного финансового плана |
5 | Фирмы, рынки, конкуренция. Как деятельность предприятий сказывается на экологии. | 20 | 8 | 12 | конкурс «Я и моя фирма» |
6 | Деньги, банки и банковские продукты. Риски в мире денег. | 12 | 4 | 8 | решение расчетных задач по теме |
7 | Государство и экономика. Налоги и налогообложение. | 10 | 6 | 4 | расчет налога на доход и прибыль |
8 | Экономическое развитие. Экономическое развитие Калининского района. Макро- и микроэкономика. | 14 | 6 | 8 | решение расчетных задач по теме |
9 | Макроэкономические проблемы | 8 | 4 | 4 | деловая игра «Я – безработный» |
10 | Международная экономика | 12 | 6 | 6 | деловая игра «Международные отношения» |
11 | Проблемы переходной экономики | 8 | 4 | 4 | тестирование |
12 | Решение расчетных экономических задач и заданий. | 10 |
| 10 | решение задач |
13 | Итоговое занятие | 2 |
| 2 | Зачёт |
| Итого | 144 | 57 | 87 |
|
|